Кадровое агенство АВИС рус / eng

ПОДБОР ПЕРСОНАЛА
ПОДБОР ПЕРСОНАЛА - ОНЛАЙН ЗАКАЗ
Телефон для работодателей: 7 (495) 518-34-44
e-mail: vacancy@avis-job.ru

А знаете ли вы что


Из 1 грамма золота можно вытянуть проволоку длиной 3,5 километра.

Вместимость компакт-диска была выбрана японскими разработчиками так, чтобы на нём полностью поместилась девятая симфония Бетховена — любимое произведение вице-президента Сони. Хотя итоговая длительность диска в 74 минуты, возникшая в результате разных технических согласований, была всё же на полминуты меньше длительности симфонии.

Компания-производитель продуктов питания Kraft Foods использует в технологическом процессе кофейной фабрики английского города Банбери электростанцию, топливом для которой служит кофейная гуща.

Новые вакансии


Начальник отдела продаж логистических услуг
Должностные обязанности: - ведение продаж услуг компании (море, ж/д, авто, авиа);- поиск новых клиентов, поддержание, развитие отношений с существующи...

Заместитель начальника Департамента Недвижимости
Должностные обязанности: Мониторинг регионального рынка коммерческой недвижимости развитие сети по всем направлениям ведение переговоров управление гр...

Менеджер по работе с клиентами
Должностные обязанности: В американскую компанию - производитель банковских продуктов (hard + soft) срочно требуется Менеджер по работе с клиентами.; ...


Публикации


Как бороться с «ядовитым боссом?

2010-12-02 16:36:30

Униженные и оскорбленные: как бороться с «ядовитым боссом?

В гостях у Игоря Игорева Мария Колдышева, генеральный директор кадрового агентства «Авис»

И.И. – Корпоративные попытки избавиться от деспотичного руководителя не приносят славы. Идя на конфликт со злобным боссом, сотрудник рискует потерять работу, загубить карьеру. Как же быть? Уйти или остаться? Как выжить под гнетом враждебного начальника? Он угрожает, унижает, нецензурно выражается на собраниях, швыряет о стену чужие мобильники. В США и Европе к таким начальникам-тиранам прикрепляют неприятные эпитеты и даже заносят в черные списки. В России таких хулиганов пока еще не классифицировали. Но от этого проблема не становится менее актуальной. Как же дать сдачи тому, кто платит тебе зарплату? Надо ли давать ему сдачи? Чем дальше в лес, тем больше дров. У нас бизнес устроен все еще по-византийски. Не смотря на то, что существуют и зарубежные исследования такого хамства на работе со стороны начальства, у нас это распространено довольно давно, но не всегда об этом говорят в сообществах, не всегда на это обращают внимание. Тем не менее, такая проблема существует. Что важнее: успешность, профессионализм, компетентность или человеческая адекватность в чистом виде?

М.К. – Мне важнее, чтобы человек был адекватным, чтобы с ним можно было выстроить диалог. Но если говорить о целях бизнеса, надо сказать, что не всегда человек, который нравится окружающим, является эффективным, выполняет все задачи, которые надо решать. Все эти вопросы надо рассматривать в контексте двух составляющих. Во-первых, может ли такой тиран, деспот выполнять задачи бизнеса и может ли он удержать команду, создать атмосферу, при которой хотя бы не будет явного конфликта и деструктивизма, который приведет к потере эффективности его сотрудников, подчиненных.

И.И. – Наверное, это многогранная проблема, потому что и сотрудников надо подбирать соответствующих.

М.К. – Совершенно верно.

И.И. – Есть люди, которым очень сложно что-то объяснить. Приходится это делать по 15 раз, все равно они не выполняют свои обязанности так, как положено. Может быть, проблема в мотивации, может быть, в культурном уровне. Может быть, просто не тех людей набрали. Проблема есть. Можно говорить об адекватных сотрудниках и неадекватном тиране-начальнике. Уходить оттуда? Кто будет работать? Все равно есть люди, которые там продолжают работать. Что-то их удерживает, каким-то образом они себя строят там.

М.К. – Согласна. Можно начать с того, что все люди индивидуальны, тем не менее, есть определенная типология характеров. Давно доказано, что разные по темпераменту люди могут прекрасно уживаться в коллективе. Если речь идет о конфликтном руководителе и терпеливом, лояльном подчиненном, который готов терпеть такое отношение, то у них может быть вполне рабочая обстановка. Человек сам выбирает, уходить ему или не уходить. Кого-то могут раздражать условия работы. Кто-то учится на этом месте, получает бесценный опыт, который позволяет построить карьеру. Надо отталкиваться от мотива человека, почему он пришел в компанию, не уволился, видя, что там происходит. Если ситуация патовая, если она достигла накала страстей, я считаю, что надо уходить, но делать это надо красиво для того, чтобы не было конфликтных ситуаций, чтобы не портить себе рекомендации на будущее. То есть надо очень четко выстроить уход, это должно быть обосновано, чтобы обе стороны не пострадали ни в коей мере в этой ситуации.

И.И. – Начальство не очень хорошо себя ведет в такой ситуации. А что движет этими людьми? Речь идет о честолюбии, потребности ощущать свою мощь и силу за счет унижения подчиненных? Может быть, есть другие задачи?

М.К. – На эту тему проводилось много исследований в Америке, да и в нашей стране. Психологи и социологи сошлись на неких понятиях. Психологи говорят, что все идет из детства, что человека обижали, когда он был маленький. Когда он вырастает и достигает определенного статуса, он так проявляет реакцию на детские проблемы. Это выражается в грубости, унижении, оскорблении подчиненных. Социологи сходятся во мнении, что человек попадает в ситуацию руководства, начинает ощущать себя богом, появляются амбиции. Кроме того, сказывается отсутствие культуры, воспитания. Трудно себе представить, что человек, вышедший из культурной, образованной семьи, может себе позволить швыряться предметами, использовать нецензурные выражения в речи, кричать. То есть у человека явно были какие-то проблемы в воспитании, в личностном росте, в карьере.

И.И. – Мы видим вполне успешных и профессиональных людей в таком качестве.

М.К. – Да.

И.И. – Что-то позволяет им себя так вести. Может быть, это осознание того, что он главный профессионал, который может заменить всех, за всех подумать? Может быть, он решил, что ему никто не нужен, что он един во всех лицах, как бог. Выражение позиции с помощью крика, давления говорит о том, что он рассчитывает, что всегда наберет себе сотрудников или еще что-то. Я теряюсь в догадках.

М.К. – На мой взгляд, однозначного ответа нет. Несколько лет назад я читала об исследованиях, где говорится, что хотя бы раз в жизни любой сотрудник вне зависимости от его статуса срывается на крик, происходят эмоциональные вспышки. Не надо забывать, что на топ-менеджерах, руководителях лежит большая ответственность. Если не очень хорошо подобран штат, если надо по 100 раз объяснять одно и то же, но нет времени для того, чтобы уволить этого человека и найти нового, человека выматывает эта ситуация. Кроме того, все время есть давление со стороны инвесторов, владельцев. Может быть, это тоже сказывается на эмоциональной стабильности человека. Может быть, это главное, но неизвестно, что именно движет человеком.

И.И. – Это попытка все держать в своих руках.

М.К. – Возможно.

И.И. – Отсюда и неумение делегировать полномочия.

М.К. – Я согласна с вами. Сейчас очень многие крупные корпорации приходят к мнению, что им в штат нужен бизнес-тренер, который будет заниматься не навыками продаж, переговоров, а обучать руководителей управленческим навыкам, помогать им выстраивать рабочее пространство, делегировать полномочия, выстраивать систему контроля. Эта тема все более актуальна. За последние полгода у нас было несколько заказов на подбор таких специалистов. То есть делается упор на тренинг управленческих навыков. Наверное, многие столкнулись с такой проблемой, они помогают руководителям осознать минусы в их стиле руководства, перевести деструктивизм в конструктивное русло для того, чтобы был больший эффект и воздействие на развитие бизнеса, на их личный рост.

И.И. – Что делать сотрудникам? Надо быть кристально честными? Понятно, что такими надо быть. Разумеется, надо быть и осторожными. Надо собирать доказательства своей правоты? Не знаю. Как-то надо взаимодействовать с людьми, раз ты находишься в этой структуре.

М.К. – Я читала очень много исследований на эту тему, но по своему опыту могу сказать, что всегда надо оставаться спокойным, не надо давать волю эмоциям, не надо взрываться, потому что если это происходит, ты не обращаешь внимания на то, что происходит вокруг. Есть четкие критерии работы, которую ты должен выполнять. Если подчиненный работает с деспотом, лучше всего следовать основной своей задаче, быть честным, уравновешенным, ни в коем случае не надо хамить и грубить в ответ, потому что предложение написать заявление о своем уходе будет лучшим вариантом для такого сотрудника. Если человек понимает, что он не может выживать в этой ситуации, на мой взгляд, надо уходить, увольняться. Если человек уверен в себе, если он специалист, он найдет себе работу. Не надо держаться за свое место, не надо думать, что если человек уйдет, его жизнь остановится.

И.И. – Есть попытки контролировать сотрудников, звонить им. Такое бывает в небольших компаниях. Человеку могут позвонить и ночью, чтобы он прилетел. Бывает беспричинный гнев. Руководитель покричит и перестанет, зато он платит заработную плату, защищает их. Люди мирятся с такой ситуацией.

М.К. – Я приведу такой пример. У меня была небольшая партнерская компания. Ее руководитель мог позвонить в 3 часа ночи, в выходной день, в День рождения, мог оторвать человека от его домашних дел, сказать, что человек срочно нужен в офисе. Я знаю людей, которые мирились с этим, были готовы действовать так, как просит руководитель. Я знаю и многих людей, которые после нескольких таких поступков руководителя уходили. В своем заявлении об уходе они мотивированно поясняли, что они не готовы к такому рабочему графику.